В одной умной статье было написано буквально следущее: "...при огромном выборе продуктов, появившемся в нашей стране за последние годы, сильно уменьшился покупательский спрос. Клиент научился мониторить предложения и выбирать их более грамотно не бросаясь на первое попавшееся."

Итак, правильный выбор. Как его сделать? Автошкол все больше, частных инструкторов вообще не счесть! А ведь есть еще и проблема свободного времени. Неужели, выбирать просто по критерию стоимости услуги? Но это же не аттракцион - покатался/заплатил/ездить самостоятельно не могу!

Можно действовать методом подбора: в одной автошколе поучился, потом с позанимался с частником, потом с соседом поездил....

Очень неплохой способ - поговорить со всеми знакомыми и узнать кто где и как учился.

 

 

По опыту своей многолетней работы знаю, научиться водить машину человек может и самостоятельно в поле без чужой помощи, методом научного тыка. Просто этот процесс займет у него много времени, будет потрачено много денег на починки. И городские трассы будут пугать до дрожи.

Значит, автошколы нужны. Они призваны ускорить и удешевить процесс обучения вождению. И конечно, привести к необходимому результату, а не наоборот.

Известно, что организационные схемы работы автошкол часто настроены на затягивание результативности обучения, своеобразное продление услуги без видимых фильтров . Например, предложение маленького количества занятий по вождению. Это уменьшает начальную стоимость услуги, а наивный клиент думает, что он научится за 5-7-10 занятий так, что сможет выполнить условия экзамена ГИБДД. Далее внутренний экзамен или выставление на экзамен ГИБДД ясно показывают несостоятельность таких амбиций и вынуждают к дополнительным тратам денег и времени. Пройденное время, кое как проведенные занятия оставляют осадок, неудовлетворенность услугой и желание побыстрее с этим закончить. Пойти в другую организацию в этом случае совсем даже не хочется, ведь там может так же не получиться и снова - время!

Есть другой акцент - большая сеть классов, низкие цены в принципе, очень высокий рекламный прессинг. Но за каждый отдельный шаг отдельная цена. Тоже неплохо выглядит. Вызывает уважение сама величина школы, ее распространенность в городе или в округе. Сразу хочется верить, что контроль за качеством высок и стабилен. Но если взглянуть с другой стороны - это как завод со станками. После окончания срока услуги клиент неинтересен. Своеобразный "покос", зазвать и снять сливки, т.е. Руководители таких автошкол говорят: "...ну не каждому же дано водить машину..." Подавляющее большинство клиентов вынуждены переживать определенный стресс, психологическое падение самооценки после таких курсов. Порой проходят годы, прежде чем человек вновь задумывается о руле.

 

Пожалуй, выбирать стоит не громкость названия автошколы, не дешевизну, и даже не преподавателя/инструктора (по отзывам или фото)). Выбирать следует системный подход организации. Чем более аргументированы шаги и требования автошколы с точки зрения оказания услуги клиенту, тем больше шансов уйти оттуда со здоровой психикой и нужными умениями. Во всем мире это называется клиентоориентированность бизнеса.

Ни государственные органы, ни сами работники автошкол зачастую не знают - а как же сделать так, чтобы каждый был научен водить машину грамотно и безопасно. Учащийся, который вроде бы шел четко по примерной государственной программе обучения водителей и все оплатил, и исправно ходил на занятия, и вверил себя автошколе остается так же не наученным, сырым, как и учащийся, занимающийся самостоятельно в формате экстерна по мизерным ценам.

На мой взгляд, все довольно просто, если организация работает на простых основах:

1. педагогические принципы образовательного процесса (цели, задачи и способы достижения результата)

2. полная открытость процесса

3. самоконтроль за своими достижениями

 

В случае обучения вождению это должно выглядеть так - абсолютная взаимосвязь теории и практики, контрольные этапы, независимость и множественность оценки навыка ученика.

На месте клиента, который выбирает себе формат обучения, было бы логичным получить максимум информации о процессе. Цена вопроса, в любом случае, не дороже денег и примерно равная по всей Москве. Поэтому интересовать должно только достижение результата.

Чтобы обеспечить взаимосвязь двух важных составляющих водительского мышления необходимо, чтобы теория и практика начинались и шли одновременно и параллельно. Если люди пришли с "нуля", то вождение должно начаться даже раньше, чем теория. Это связано с тем, что ученику нужно научиться правильно распределять свое внимание за рулем. Прежде, чем выполнять требования Правил Дорожного Движения, нужно разобраться с педалями и рычагами автомобиля. Акцент внимания в случае новичка будет в зоне ближайшего доступа, т.е. учитывать дорожную ситуацию полноценно он не сможет. Дальнейшие занятия будут выравнивать акцентирование и ученик сможет пошагово расширять зону внимания, включая в нее выполнение требований ПДД, которые будут объясняться на теоретических занятиях. В идеале теория должна отрабатываться на вождении, а не объясняться там.

Контроль за продвижением в отработке навыка должен быть! Это могут быть зачеты так широко распространенные теперь по автошколам. Но, согласитесь, зачет зачету рознь. Зачем в школе у ребенка проходят контрольные работы? Зачем существует понятие работы над ошибками? Да это же азы педагогики! Сдать зачет - это продемонстрировать, в том числе и самому себе, понимание материала, уверенность действий. Значит, в автошколе должно быть условие разбора вопросов и ошибок, дополнительное время работы преподавателя с учениками над пробелами в материале, разнообразие методических приемов, направленных на понимание, а не зазубривание. Логичность Правил ДД должна быть принята учащимся на клеточный уровень, тогда это полноценный водитель.

Все требования и условия оценивания должны быть известны заранее, на этапе выбора организации. В процессе обучения никаких новых условий от автошколы возникать не должно. Взрослые люди довольно спокойно принимают аргументированные требования к обучению. Нетребовательная школа с какими-нибудь зачетами для "галочки", облегченным внутренним экзаменом вызывает законное возмущение своим равнодушием и неуверенность в полученных знаниях.

Конечно, обучение вождению - процесс, где учащийся далеко не ведомое лицо, а действующее! Сравнить свой навык с требованиями государственного экзамена не сложно. И сделать выводы о работе инструктора тоже. Значит, контроль за собственным обучением должен быть активным и иметь дополнительно независимую оценку на самых ранних сроках. Пока кто-то другой не оценил Ваши действия, Вы не можете иметь развернутую общую картину.

Все эти моменты должны быть соблюдены не только в автошколе, а и в любой учебной организации для взрослого контингента. И работать они должны системно. Сформулировать вопросы об этом и задать их занимаясь выбором - первый серьезный шаг к своему обучению и безопасной интересной долгой водительской жизни.

 

 

Щербакова Н.М. педагог-методист высшей квалификации.